Байтранеры или карповые катушки.
Карповыми катушками в последние время принято называть катушки «байтраннеры». Их используют преимущественно при ловле на донную снасть. Имея два фрикциона, эта катушка помогает зазевавшемуся рыбаку вовремя среагировать, что бы его снасть не утащила рыба. Клюнувшая рыба может разматывать катушку с небольшим усилием, а при подсечке и обороте ручки задний фрикцион отключается. И тогда рыболов смело борется с попавшейся на крючок рыбой. Эти катушки более объемные, так как они предназначены для ловли более крупной рыбы. Принцип работы такой катушки тот же, что и обыкновенной безынерционной катушки: та же шпуля, та же тормозная система передняя, тот же стопор обратного хода ротора. Но у нее есть дополнительная тормозная система, которая и называется байтранером.
Если вы посмотрите на такую катушку, то увидите снизу у ручки катушки своеобразную скобу, которая при отводе и включает данный механизм. Механизм освобождает шпулю. При выключенном байтранере шпуля работает, как обычно в зависимости от зажима тормоза, либо слабее, либо немного туже. Когда ее освобождает байтранер, то шпуля начинает свободно вращаться на катушке, отдавая леску.
Такие катушки, обычно, применяют при ловле карпа. Так, если работать только с системой переднего тормоза и, подстроив основную леску под какую-то определенную крупную рыбу, то, при поклевке, карп сможет легко утащить удочку вместе с катушкой, так как у тормозной системы будет большое сопротивление. Но если будет включен байтранер, то шпуля освобождается, и карп легко снимет леску со шпули. Вы просто берете удочку с подставки, проворачиваете ручку катушки. В это время байтранер выключается, и катушка начинает работать в обычном режиме. Это дает возможность рыболову немедленно переключиться при поклевки крупной рыбы на обычную систему вываживания без резких переходов, что сохранит не только леску, но и главный трофей - рыбу.
Регулировать переднюю тормозную систему также, как у обычной спиннинговой катушки, а именно: прикрепляем приманку, например, к стволу дерева, натягиваем леску и начинаем постепенно затягивать передний тормоз до тех пор, пока не ощутим очень сильное натяжение. Немного отпускаем тормоз – и мы готовы к ловле. Леска уже не порвется при рывке рыбы и ее мощной подсечке. А затем следует отрегулировать байтранер. В тыльной части катушки есть специальный барабанчик, который при вращении в левую сторону ослабляет до упора шпулю, а при вращении в правую постепенно ее зажимает. То есть, под поводок на снасти можно отрегулировать свободу шпули. Шпуля свободно вращается, поэтому карп стягивает леску, и дальше вы начинаете работать в режиме обычной катушки после оборота ручки. Дальнейшее вываживание происходит с помощью переднего тормоза, как вы привыкли в спиннинговой или поплавочной ловле.
Система быстрого отключения тормоза вещь довольно удобная, но с некоторыми оговорками и ограничениями. Если ловить рыбу на небольшом водоеме, где не требуются дальние силовые забросы, с использованием легких грузил весом до 80-90грамм и лидеров из монолески, можно не затягивать до конца основной тормоз перед каждым забросом, так как вероятность пореза пальца при забросе мала. В такой ситуации после заброса оснастки остается только передвинуть рычажок байтранера. При поклевке после поворота ручки катушки байтранер отключится, и в работу вступит основной фрикцион. Недостатками таких катушек являются дополнительный вес, усложнение конструкции в ущерб надежности, увеличение цены.
Если же вы ловите на реке или водоеме, где могут потребоваться дальние забросы, используете мощные удилища, тяжелые грузила и лидеры из плетеной лески, то независимо от наличия байтранера, основной тормоз перед забросом придется затянуть до конца. В противном случае вы рискуете сильно поранить палец плетеным лидером, если отпустите его чуть позже, чем это необходимо. После заброса недостаточно будет только включить байтранер, нужно еще и ослабить основной тормоз. Иначе после поворота ручки байтранер моментально отключится, и карп порвет леску.
Так, что здесь приходится выполнять двойную операцию. В таких условиях проще пользоваться обычной катушкой, затягивая фрикцион перед забросом и ослабляя его после.
Самые распространенные ошибки, допускаемые рыболовами
1. После заброса отключается дополнительный фрикцион на катушках с байтранером, а основной тормоз остается полностью затянутым. При поклевке поворачивается ручка катушки, байтранер отключается, рыба делает рывок и рвет леску.
2. Рыба подсекается с включенным байтранером без предварительного поворота ручки. В результате леска легко сматывается со шпули, образуя «бороду».
3. На обычной катушке не ослабляется фрикцион после заброса. Обрыв снасти происходит при поклевке. Существует вероятность потери удилища, если оно плохо закреплено на подставке.
4. Перед забросом не затягивается до конца основной фрикцион. При использовании тяжелых грузил и плетеных лидеров можно сильно порезать палец.
5. Леска запутывается за тюльпан и при забросе отрывается оснастка или ломается удилище. Чтобы этого избежать, необходимо перед самым забросом проверить легко ли леска проходит через кольца.
6. При забросе дужка катушки остается закрытой. Результат аналогичен п.5.
Выбор в современных магазинах карповых катушек (баитранеров) огромен, как дорогих так и не очень. В народе очень ценятся карповые катушки Шимано (Shimano), также хороши они и от Daiwa. Корейский Банакс тоже не заставил себя ждать и откликнулся на ожидания фанатов этой фирмы создать катушку для ловли карпа. Есть также недорогие катушки на карпа и сазана, предлагаемые китайскими брендами, такими как Mifine, Kaida, Globe, Bogan.
|
|