Инерционные рыболовные катушки.
Инерционные катушки изобрели, видимо, еще раньше велосипеда. Это одно из первых изобретений рыбаков - устройство, на которое они наматывали леску, шнур. Заметного продвижения за много лет эта рыболовная снасть так и не претерпела, не считая разных стопоров, утяжелителя хода катушки. Естественно, эти катушки стали делать более качественно. Некоторые фирмы, как например Русснасть, ставит в катушку нельма закрытые подшипники, что делает ее достаточно дорогой, но приятной в использовании и долговечной.
В состав инерционной катушки входят всего три основных элемента: — корпус, барабан и ось. К корпусу приклепан кронштейн с лапкой крепления к катушкодержателю удилища. Также в корпус устанавливают различные устройства, улучшающие функционал, например, в виде стопора обратного хода и элементы тормозных систем. Барабан может устанавливаться непосредственно на ось, которая наглухо закреплена в корпусе катушки или же через конусы.
В механизмах современных «колес» широко применяются подшипники качения для максимального увеличения легкости хода. В этом случае, барабан устанавливается на ось посредством пары подшипников, а уже потом ось вставляют в корпус и фиксируют.
Как и любое вращающееся тело, барабан «колеса» имеет инерцию, от которой катушка и получила свое название. То есть, к барабану необходимо приложить усилие — раскрутить его и он будет вращаться по инерции. Затем нужно барабан остановить. Инертность зависит от массы вращающего тела и ее распределения вокруг оси вращения. Чем выше инерция, тем труднее сдвинуть барабан катушки с места и затормозить его. Это влияет на грузоподъемность оснастки и заброс.
Чтобы забросить оснастку на дистанцию, превышающую длину удилища, необходимо приложить усилие, чтобы заставить барабан катушки вращаться. Для этого нужен определенный вес. И чем выше инерционность, тем тяжелее нужен этот вес. Раскрутили барабан, оснастка полетела... и начала приводняться. Необходимо барабан затормозить. И если у него высокая инерция, то опять нужно прикладывать усилие. Чуть зазевался и барабан перекрутился — получите «бороду» из лески.
Когда из-за высокой инерции не удалось вовремя остановить барабан катушки после того, как нагрузка на него со стороны оснастки ослабла, леска продолжает неуправляемо слетать с него. Вот этот излишек лески имеет привычку сильно запутываться и получившийся пучок называют «бородой», а само вращение барабана при этом — перебежкой. Отсюда вывод: для заброса относительно легких поплавочных оснасток на дистанцию, превышающую хотя бы полторы-две длины удилища, инерционная катушка не годится вообще. Поэтому такая характеристика, как инерционность, нас, поплавочников, не интересует никак. Ловя с лодки или взабродку, просто опустили оснастку в воду и слегка толкнули барабан катушки, чтобы сдвинуть его с места, а остальное сделает за нас течение. Скорость и время вращения барабана зависит от приложенного первоначального усилия и силы трения втулки барабана с осью, которая, в свою очередь, зависит от вида их соединения. Это соединение влияет на плавность и легкость хода.
Большинство классических английских «пинов» не имеют тормозных систем вообще. Роль тормоза выполняет большой палец руки, в которой находится удилище с катушкой, или же ладонь свободной руки. Чтобы своевременно и грамотно выполнять торможение барабана, необходимо иметь достаточный опыт использования «колеса». Из-за этого, вкупе с опытом заброса, ловлю с ним называют более сложной, чем с безынерционной «мясорубкой».
В обычных инерционных катушках, распространенных на постсоветском пространстве, в качестве нерегулируемого тормоза используется подключаемая «трещотка». Что она из себя представляет?
На барабане крепится плоская шестеренка, а в корпусе устанавливают подвижный подпружиненный язычок, имеющий два фиксированных положения. В одном положении язычок не контактирует с шестерней, барабан вращается свободно.
Во втором положении язычок входит в сцепление с зубцами шестеренки, барабан вращается, но с усилием, которое зависит от мощности пружин язычка. При вращении слышны щелчки — язычок перескакивает по зубцам, отсюда и название — «трещотка». В более дорогих и современных моделях вместо шестеренки стоит храповик, который совместно со стопором обратного хода образует довольно гибкую систему, немного расширяющую возможности катушки в плане вываживания рыбы.
Помимо трещотки, в конструкцию рассматриваемой системы инерционной катушки может входить и фрикционный тормоз в виде тормозной колодки, наподобие автомобильной. При придавливании большим пальцем руки верхней части барабана, он своей внутренней щечкой начинает прилегать к установленной колодке, тем самым позволяя тонко регулировать силу торможения. Для нас это очень хороший элемент — при проводке можно просто пальцем манипулировать оснасткой без помощи удилища.
В тоже время, при сильном нажатии резко увеличивается тормозное усилие за счет высокого трения (англ. — friction). Такая система не дорога по стоимости, а в процессе вываживания достаточно эффективна даже в борьбе с крупной рыбой. Единственное, что необходимо — это напальник на большой палец, иначе можно стереть его в кровь до мяса.
Следующая характеристика — это наличие стопора обратного хода. Опять же, в плане применения катушки в поплавочной ловле, не совсем понятный в использовании элемент, если есть «трещотка». Но для кого-то может быть создаст какое-то дополнительное удобство.
Важной характеристикой любой катушки является скорость подмотки. И вот тут, казалось бы, виден явный проигрыш «мясорубкам», даже тихоходным спиннинговым, — у любого «пина» передаточное число 1:1. Многие считают, что если у «мясорубки» передача 5:1, то она в подмотке быстрее «колеса» в 5 раз. Это не всегда верно, все зависит от диаметра барабана и у больших размеров разница в скорости подмотки получается менее чем в два раза.
Однако разница в скорости подмотки зависит не только от диаметра барабана, но и от расстояния между ручкой инерционной катушки и осью — чем оно меньше, тем быстрее вращается барабан. При этом стоит отметить — профессионально владеющие «колесом» рыболовы подмотку осуществляют ладонью, а не при помощи ручки, тем самым сводя преимущества безынерционок к минимуму.
В любительской рыбалке эта характеристика не такая уж и критичная, хотя при ловле с лодки оснастку отпускают на достаточно дальние дистанции.
Коротко о материалах изготовления и весе. Основным материалом для изготовления корпусов инерционных катушек и барабанов служит листовая сталь или алюминиевый сплав, которые легко поддаются штамповке или механической обработке.
Барабаны могут быть цельноточенными и отфрезерованными, а могут быть сборными из двух отштампованных щечек, соединенных стойками. У маленьких и/или дешевых катушек барабан может быть изготовлен из полимерных материалов, мы такие даже рассматривать не будем.
Есть еще такое понятие, как «пробег» катушки. Он напрямую зависит от качества деталей соединения барабана с осью. Сама ось, как обычно, производится из каленой стали, а вот марки последней могут варьироваться, от низкосортной до инструментальной. Втулка барабана, конусы, «шарики» — качество всех этих элементов, а также интенсивность эксплуатации, напрямую влияют на срок службы инерционной катушки.
От качества материалов изготовления тормозной системы, зависит ее эффективность. На картинках выше, иллюстрирующих «трещотку», видно, что качество материалов, из которых произведены язычок и шестеренка, очень низкое, соответственно, при ловле средней и крупной рыбы надеяться на этот тормоз не стоит.
От материала изготовления зависит вес катушек. В зависимости от размера, технологии производства и «наворотов», вес катушек может быть от 150 до 400 гр. Причем, не всегда «колеса» с цельноточенными барабанами оказываются тяжелее сборных. При ловле с лодки ни вес катушки, ни ее баланс с удилищем не играют какого-то важного значения. Да, они находятся в руках, но не совсем на весу. И для удилища всегда можно найти дополнительную точку опоры.
А вот при ловле взабродку необходима сбалансированная пара и нужно неторопливо подобрать комфортный вариант. При этом на первый план выходит катушка, а уже под нее подбирается удилище. И вес катушки здесь играет не последнюю роль.
В заключении несколько слов о применении и выборе инерционной катушки для поплавочной удочки. Большинство источников информации почему-то классифицируют инерционную катушку, как матчевую или спиннинговую. Все правильно, все чисто по-английски, но не совсем полно.
При ловле с лодки можно использовать легкое фидерное — пикерное удилище длиной 3,3 метра или лайтовое среднебыстрое спиннинговое 2,7 м, с легкими болонскими поплавками, это помимо английских поплавков группы Stick. А на быстром течении, при ловле взабродку, чисто болонскую снасть с тяжелыми поплавками.
Теперь о выборе «колеса». В магазинах классические импортные «пины» встречаются очень редко, в основном в Москве и Питере. Это связано с их стоимостью — самый простой стоит от 300 долларов. Согласитесь, не многие готовы выложить такую сумму за весьма специфическую снасть. С другой стороны, большого ассортимента отечественных инерционок тоже не наблюдается, а те, которые есть в продаже, не всегда отличаются хорошим качеством, подходящим для поплавочки.
Какие требования предъявляются к инерционным катушкам для ловли с лодок и взабродку?
• Старайтесь выбирать барабан, у которого большая часть массы сосредоточена возле отверстия под ось. Такая катушка обладает низкой инерционностью, а значит, барабан будет легче толкнуть и затормозить.
• Легкость и плавность хода, когда даже небольшое течение может заставить барабан свободно и без рывков сдавать леску. Эта характеристика присуща катушкам с шарикоподшипниками.
• Желательно наличие фрикционного тормоза с колодкой, а не с одной только «трещоткой». Это позволит иметь достаточный диапазон степеней торможения, как при проводке, так и при вываживании. А также расширяет выбор условий ловли.
• Лучше, если корпус катушки и щечки барабана покрыты защитным покрытием.
• Ручки должны быть изготовлены из прочного материала и установлены не слишком близко к краю щечки барабана. Но и не слишком близко к оси, иначе теряется «тяга» (мощность при вываживании).
То что касается брендов. Весьма добротная и универсальная выпускается в России — это «Нельма» от компании «Русснасть», изобретенная Василием Пилипчуком. О ней в Интернете достаточно информации, я просто коротко остановлюсь на основной. Легкая, произведенная из алюминиевых сплавов, хорошо балансируется со многими удилищами, начиная от спиннинговых до болонских. Очень сбалансированный, низкоинерционный барабан на двух подшипниках, стопор обратного хода, имеющий связь с «трещоткой». Солидная тормозная система, кроме уже упомянутой «трещотки», включающей тормозную колодку и патентованный аэродинамический тормоз. Стоимость катушек от 50 до 120 долларов, в зависимости от модели.
Есть еще один бренд, китайский, — Akara, выпускающий большой ассортимент рыболовных товаров, в том числе и инерционные катушки, с барабанами на «шариках». Но качество их похуже, чем у «Нельмы», но стоимость пониже — район 30 долларов. Для ловли впроводку с лодки довольно подходящий вариант.
Если же денег куры не клюют, то есть смысл посмотреть «centre pin» «Bewick», «Conquest» от «Hardy», стоимостью от 300 до 600 баксов или «Ice Tech». Все остальные «колеса», стоимостью от 3 до 7 долларов, — это «китайки» весьма сомнительного качества.
Инерционные катушки ставят на удочки для ловли рыбы впроводку, способом отвесного блеснения. Они предпочтительны при зимней рыбалке как на поплавочную удочку так и при ловле рыбы на кивок.
|
|