Дельта Дона
Дельта Дона — вторая по величине дельта у берегов Азовского моря. Расположена в устье реки Дон, в пределах Ростовской области РФ. Площадь дельты Дона составляет около 538 кв. км (12,5 % от размера дельты Кубани, несмотря на то, что своей водностью Дон в 1,5-2 раза превышает Кубань). Донская дельта граничит с Таганрогским заливом Азовского моря, в его северо-восточной части, к бассейну которого относятся воды Дона.
Современная дельта Дона площадью 538 кв. км начинается ниже города Ростов-на-Дону от станицы Нижне-Гниловской, где от реки вправо ответвляется несудоходный рукав Мёртвый Донец, представляет собой плоскую аллювиальную равнину с немногочисленными озёрами, обвалованными нерестилищами, лугами, обширными плавнями, заросшими тростником, рогозом, чаконом. В настоящее время насчитывается более 40 мелких рукавов, протоков, ериков и гирл, которыми Дон впадает в Таганрогский залив.
На юго-западной окраине Ростова вправо отделяется от Дона узкий несудоходный рукав под названием Мертвый Донец, бывший некогда главным руслом Дона. Выносы Темерника, пересекающего г. Ростов и впадающего в Дон выше Мертвого Донца, способствовали постепенному его обмелению и отмиранию, продолжающемуся и в настоящее время.
Ниже станицы Елизаветинской река Дон делится на два больших рукава — старый Дон и гирло Каланчу. Старый Дон в настоящее время является основным судоходным руслом. При впадении в Таганрогский залив он разветвляется на множество мелких гирл и ериков. Сама станица Елизаветинская и хутор Обуховка разделяются Казачьим ериком, некогда прорытым Петром Первым при осаде г. Азова. Казачий ерик соединяет между собой кратчайшим путем Дон с Каланчой.
У хутора Рогожкино вправо от Каланчи отделяется гирло Большая Кутерьма. Вниз по течению, ниже хутора Рогожкино, Большая Кутерьма отделяет от себя Среднюю и Старую Кутерьму и впадает в залив широким, но мелководным потоком.
От гирла Каланчи берет свое начало также большой ерик Егурча, который, изгибаясь, впадает в залив рядом с Большой Кутерьмой, как бы пересекая по диагонали пространство между Каланчой и устьем Большой Кутерьмы.
В дельте Дона расположен Донской рыбный заповедник. Официальное его наименование — Донское постоянное запретное рыбное пространство.
Донской рыбный заповедник был создан в 1819 году указом царского сената от 20 февраля. Необходимость его создания в те годы была вызвана сословными интересами казачества, чтобы обеспечить проход ценным промысловым рыбам, идущим для икрометания к станице Елизаветинской и вышерасположенным населенным пунктам с казачьим населением. Этим ущемлялись интересы рыбаков-иногородних, живших в нижних участках дельты. Вместе с тем указ предусматривал и некоторые рыбоохранные мероприятия. Создание постоянного запретного пространства, таким образом, служило и такой важной задаче, как воспроизводство рыбных запасов Азовского моря. Обеспечивались концентрация производителей ценных промысловых рыб в дельте Дона и их охрана.
Расположен заповедник в нижней части дельты и на прилегающей к ней акватории Таганрогского залива. Его морская граница — от восточной окраины села Приморка на северную оконечность Павло-Очаковской косы. Сухопутная граница проходит от села Приморка по северному побережью Таганрогского залива, правому берегу реки Мертвый Донец до железнодорожной станции Хапры, далее по прямой до начала ерика Бубнова (у хутора Дугино), затем по левому берегу ерика Бубнова до отделения от него ерика Кабачного, далее по правому берегу ерика Кабачного до впадения его в реку Большая Кутерьма. Отсюда граница идет по прямой на левый берег Большой Кутерьмы к точке, находящейся в 400 метрах от притонка тони «Казачка», и по левому берегу Большой Кутерьмы до отделения от нее реки Каланчи, далее по прямой на юго-западную окраину хутора Донского, затем до правого берега устья гирла Песчаного, далее на юг — на левый берег гирла Песчаного, потом до правого берега устья реки Сухой Кагальник, рек Сухой и Мокрый Кагальник до Пешковской плотины, оттуда по южному берегу Таганрогского залива до северной оконечности Павло-Очаковской косы.
Границы заповедника неоднократно изменялись, в основном в сторону их расширения. Существующие в настоящее время границы установлены правилами раболовства в бассейне Азовского моря, утвержденными в 1976 году. В запретном пространстве запрещено всякое рыболовство.
Из всех водоемов дельты наибольшее рыбохозяйственное значение имеют основные ее русла — Старый Дон, Большая Кутерьма и Каланча. Они являются основными ходовыми путями и местами скопления для зимовки косяков рыб, идущих на нерест из Таганрогского залива: леща, судака, сазана и других видов.
Глубина отдельных зимовальных ям как на Каланче, так и на Большой Кутерьме достигает значительных величин, в частности, на Большой Кутерьме — 23—25 метров. Другие же рукава, гирла, протоки и ерики служат в основном местами нереста, а морская часть заповедника, имеющая малые глубины (менее 3 метров), является местом нагула молоди и взрослых особей промысловых рыб.
Сильно развитая гидрографическая сеть дельты, мелководье предустьевого пространства, благоприятные гидрологические условия выгодно отличают Донской заповедник от других постоянных запретных рыбных пространств.
Фауна и флора дельты Дона, следовательно и водоемов заповедника, весьма разнообразны, они оформились в результате взаимодействия Азовского моря и реки Дона.
Донное население (бентос) представлено большим комплексом ракообразных, моллюсков и червей. Богаты здесь также фито- и зоопланктон (растительные и животные микроорганизмы, обитающие в толще воды).
В последние годы в связи с осолонением воды Таганрогского залива произошли большие изменения в биоценозах беспозвоночных. Здесь стали появляться солоноватоводные организмы из центральных районов Азовского моря.
В водоемах заповедника в дельте и придельтовой части Таганрогского залива постоянно обитают многие виды рыб, начиная от гиганта пресных вод — сома, достигающего веса 100 килограммов и более, и кончая горчаком и бычком-пуголовкой, длина которых всего лишь 4—5 сантиметров.
Кроме постоянных обитателей дельты — сома, сазана, щуки, окуня, жереха, густеры, красноперки, бычков, уклеи и других видов, здесь, особенно в ее части, прилегающей к Таганрогскому заливу, и в запретной части самого залива, нагуливаются и зимуют, скапливаются перед нерестом такие проходные и полупроходные промысловые рыбы, как белуга, осетр, севрюга, лещ, судак, рыбец, чехонь и др.
На ямах обычно зимуют лещ, судак, сазан, сом. Бывают зимовки рыбы на них, представленные как одним видом, так и несколькими. В таких зимовальных ямах на дно ложатся сомы, причем сначала самые крупные, на них — средние и еще выше — мелкие, молодые. Ложатся плотно, в несколько слоев. А над сомами располагаются уже другие виды рыб — сазаны, судаки, лещи.
Старожилы рассказывали, что если длинный деревянный шест воткнуть в воду на такой яме, то рыбы не дадут ему ни всплыть ни упасть. Вот такие плотные концентрации рыбы бывают в ямах, где скапливаются наиболее ценные виды, которые ранней весной, еще подо льдом, первыми поднимаются вверх по Дону к своим местам размножения.
Другая часть косяков леща и судака зимует в Таганрогском заливе, в его восточной, наиболее опресненной части.
Через гирла дельты Дона пролегает основной путь идущих весной из моря и Таганрогского залива в реку для размножения производителей белуги, осетра, севрюги, леща, судака, тарани, рыбца, сельди, чехони и шемаи.
Раньше, до зарегулирования Дона, на обширных разливах поймы во время весеннего подъема уровня воды и в многочисленных ериках ежегодно нерестилось большое количество леща, судака, тарани, сазана и других видов, а выклюнувшаяся из икры молодь находила в этих тихих, со слабым течением водоемах обильный для себя корм.
К сожалению, эффективность нереста судака, леща, тарани и других видов рьб, откладывающих в дельте икру, крайне низка, так как во время ветров восточного направления, сгоняющих воду, быстро снижайся уровень воды в реке (до одного метра и ниже), и отложенная рыбами икра в массе осыхает и гибнет.
С постройкой в 1952 году Цимлянского гидроузла, как отмечалось, уменьшился сток Дона и изменилось его внутригодовое распределение. Весенние паводки на Дону теперь стали редким явлением. Уменьшился не только объем стока, но снизились и скорости течения. Теперь дельта Дона не промывается мощными струями весеннего паводка. Вследствие малых скоростей течения здесь откладываются взвешенные в воде частицы, которые в значительном количестве несет Дон. Происходит интенсивное обмеление всех многочисленных гирл и ериков. Они зарастают водной и прибрежной растительностью, тем самым еще больше замедляя и без того слабое течение. Ухудшились условия размножения рыб и нагула их молоди.
И чтобы как-то уменьшить это отрицательное влияние заиления и обмеления дельты, значительно улучшить условия для нереста рыб, уже в течение нескольких лет в нижней ее части, на площади почти 5 тысяч гектаров, ведутся большие мелиоративные работы — расчищаются и углубляются существующие ерики и протоки, прокладывается целая сеть новых каналов — идет строительство регулируемых нерестилищ.
Одно из них уже построено и эксплуатируется. Это участок поймы, ограниченный со всех сторон ериками, протоками и гирлами. Таких участков в дельте много, но для создания регулируемых нерестилищ выбрали только несколько. Участки имели многочисленные водотоки — ерики, ерички, протоки, музги, которые со временем мелели, зарастали, рыба переставала их посещать, и, следовательно, они в значительной степени утратили свое воспроизводственное зачение.
Мощной землеройной техникой — экскаваторами, земснарядами, бульдозерами — расчищаются от растительности, углубляются заросшие и обмелевшие естественные водотоки, прорываются новые каналы. Все они соединены между собой и с главными магистралями — гирлами и крупными ериками, по которым в основном и идет рыба из Таганрогского залива в реку.
На выходе этих расчищенных и углубленных каналов и ериков в гирла построены железобетонные шлюзы-регуляторы. Так, на нерестилище № 1, что раскинулось на площади почти 1 000 гектаров ниже хутора Рогожкино, таких шлюзов восемь.
Весной, с распаления льда, затворы на этих шлюзах бывают открыты, и рыба беспрепятственно может заходить по многочисленным каналам и ерикам в поисках удобных для нереста мест. Если же подует сильный ветер, так называемая низовка, а она бывает каждую весну не один раз, то уровень воды в дельте быстро повышается — на метр, а иногда и значительно больше. Рыба же чувствует даже незначительные колебания уровня и температуры воды и в больших количествах распространяется на нерестилища, где находит благоприятные условия для размножения. При достижении наивысшего уровня воды щиты на шлюзах быстро закрываются. Теперь зашедшей на нерестилище рыбе не страшны сгонные восточные ветры, при которых снижается уровень воды, а отложенная судаками и лещами икра осыхает и погибает. Щиты на шлюзах надежно держат воду на нерестилище.
Проходит всего несколько дней, и из отложенных рыбами икринок выклевываются личинки, которые в теплой, хорошо прогретой воде находят для себя обильный корм и быстро растут. А через 2—3 недели личинки превращаются уже в маленьких-маленьких рыбок. Они подросли, окрепли, им становится тесно на нерестилище, они просятся на простор. И тут открываются щиты на шлюзах-регуляторах — и для многих миллионов лещат и судачат свободен путь в большой мир.
В дельте Дона построены два рыборазводных осетровых завода и два нерестово-выростных хозяйства в районе хуторов Рогожкино и Узяка. Они выращивают и выпускают в реку Дон значительное количество (сотни миллионов) молоди осетровых и частиковых рыб. Это является большим подспорьем к естественному воспроизводству рыбных запасов на Дону.
Охраной рыбы от вылова в Донском заповеднике в настоящее время занимаются две государственные районные инспекции: Азовская в г. Азове и инспекция рыбоохраны Донрыбза-поведника в хуторе Рогожкино. Инспекции оснащены быстроходным флотом, автотранспортом. Охрана заповедных водоемов — круглосуточная, постовая, двухсменная.
Но не одной рыбой славен Донрыбзаповедник. Дельта и авандельта Дона являются местом, через которое ежегодно пролетает огромное количество водоплавающей дичи: весной — к местам гнездовий, а осенью — к местам зимовок. Здесь пролетные птицы кормятся и отдыхают, перед тем как продолжить свой далекий и трудный путь. Угодья дельты представляют собой удобные стации1 для гнездования многих ценных и редких видов водоплавающей и болотной птицы: уток, лысух, серых гусей, лебедей, караваек, колпиц и других видов.
Несколько лет назад появились в дельте Дона кабаны и красавцы лоси. Первые пришли с юга, из кубанских плавней, вторые — с севера. Кроме того, в 1971 году были завезены 52 молодых кабана, которые прижились, выросли и стали размножаться. Сейчас в заповеднике более 100 кабанов и несколько лосей.
Особую ценность представляет пушной зверек — ондатра, акклиматизировавшаяся в дельте Дона. При надлежащей охране запасы ондатры могут достигнуть больших размеров.
Таким образом, дельта Дона и восточная часть Таганрогского залива имеют не только рыбохозяйственное значение. Акклиматизация ценных видов млекопитающих, наличие хороших мест для отдыха и гнездования водоплавающей птицы расширяют значение Донского рыбного заповедника.
|